Эффект от реализации проектов ГЧП в Казахстане
Оценка оценку реализации проектов ГЧП - это процесс анализа последовательных стадий по реализации проектов ГЧП и достижения запланированных показателей и целей проекта в соответствии с договором ГЧП на основе данных мониторинга с отражением финансовых параметров проекта и принятых государственных обязательств.
Результатом оценки в том числе концессионных проектов, является отчет, содержащий рекомендации по улучшению качества управления проектами ГЧП.
Оценка проводится в три этапа:
1) полное возмещение гособязательств - по проектам ГЧП, которыми предусматриваются: компенсация инвестиционных затрат; поручительства государства по инфраструктурным облигациям; государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования проектов ГЧП; софинансирование проектов ГЧП.
2) частничное возмещение гособязательств по проектам ГЧП, которыми предусматриваются: компенсация операционных затрат; вознаграждения за осуществление управления объектом ГЧП, находящимся
в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом ГЧП; плата за доступность.
3) без возмещения гособязательств - по проектам ГЧП, которыми предусматриваются: реализация товаров, работ и услуг в процессе эксплуатации объекта ГЧП; субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Казахстана; гарантия потребления государством определенного объема товаров, работ и услуг, производимых в ходе реализации проекта ГЧП; передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству; предоставления натурных грантов в соответствии
с законодательством Казахстана; прочие выплаты из бюджета.
В 2022 году КазЦентром ГЧП проведена Оценка реализации
523 проектов ГЧП, предполагающих полное или частичное возмещение
в рамках государственных обязательств по механизму ГЧП.
Сумма привлеченных инвестиций составила более 500 млрд. тенге.
С 2016 года сумма отчислений в бюджет и внебюджетные фонды составила более 90 млрд. тенге, создано порядка 15 тыс. человек новых рабочих мест.
В целом реализация рассматриваемых проектов ГЧП показала, что механизм ГЧП предоставил возможность в короткий срок возвести
и запустить объекты социальной и экономической инфраструктуры (детские сады, школы, аэропорт, мост, ж/д линии, и др.) без необходимости одномоментной нагрузки на госбюджет, закупать и предоставлять услуги без приобретения и содержания за счет госбюджета дополнительных активов государства (уборка улиц, спортивные объекты, школьное питание, и др.), получать обслуживание от частного сектора на долгосрочной, постоянной основе (содержание дорог, ремонт дорог). Ряд рассматриваемых проектов на отчетный период находилась на инвестиционной фазе.
Анализ отраслевых показателей реализации проектов ГЧП показывает, что за период реализации по состоянию на 31 декабря 2021 года:
- по итогам реализации проектов ГЧП, где была внедрена система фотовидеофиксации на автодорогах, улицах и в общественных пространствах, количество ДТП снизилось в среднем на 35%, преступлений в общественных местах снизилось в среднем на 56% в Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях, г. Астана. При этом общая сумма поступлений в бюджет от начала внедрения проектов ГЧП в вышеуказанных регионах по декабрь 2021 года за счет оплаченных штрафов составила
76,9 млрд. тенге;
- по проектам школ дефицит ученических мест сократился на 60 тыс. мест. Запуск проектов ГЧП позволил в кратчайшие сроки (в течение года) возводить полнокомплектные школы с современным оснащением с большей мощностью (до 2 тыс. мест), что способствовало переходу к двухсменному режиму образования (школы BINOM). В настоящее время данная практика послужила примером для возможности создания новых комфортных школ
с полным оснащением предметных кабинетов и лабораторий. Дальнейшая реализация подобных школ предусматривается в рамках национального проекта «Комфортная школа»;
- оснащение медицинским оборудованием объектов здравоохранения
в рамках механизма ГЧП позволило решить одну из основных проблем, связанной с нехваткой высокотехнологичного медицинского оборудования
в государственных учреждениях данной сферы, и, соответственно, улучшить качество, повысить доступность для городского и сельского населения оказываемой специализированной медицинской помощи, снизить факты неправильной постановки диагнозов.
В рамках реализованных проектов ГЧП поставлено более 100 единиц различного вида медицинского оборудования, на основе которых проведено более 400 тыс. высококачественных медицинских исследований, в том числе для проведения сложных операций на сердце (Кызылординская, Павлодарская области), обеспечения потребности в проведении гемодиализа для пациентов с хронической почечной недостаточностью (Мангистауская область), создания комплексов ранней диагностики туберкулеза (Атырауская область)
и др.
Оснащение высокоточными компьютерными томографами решило проблему диагностики вирусной пневмонии в условиях пандемии коронавирусной инфекции (Жетысуская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Павлодарская, области).
Более 1,7 млн. пациентов получило доступ к медицинским услугам объектов здравоохранения, открывшихся по итогам реализации механизма ГЧП.
Применение механизма ГЧП позволило не только закупить оборудование, но и привлечь частный сектор к эксплуатации, организации технического обслуживания данного оборудования, а также провести ремонт медицинских кабинетов;
- в проектах ГЧП по диспетчеризации общественного транспорта было задействовано более 3 тыс. ед. транспортных средств на 50 маршрутах, подключенных к автоматизированной системе контроля и оплаты проезда,
с суммарным пассажиропотоком более 1,3 млрд. человек. Обновлено более
90 ед. транспортных средств общественного транспорта, что положительно повлияло на среднегодовой объем пассажиропотока. Увеличился объем безналичных платежей, составив порядка 90 %;
- по автодорожным проектам: общая протяженность строительства/сервисного обслуживания автомобильных дорог составила более 350 км., площадь ремонта дорог, тротуаров, остановочных карманов
в г. Алматы составила порядка 1 млн. кв.м.;
- более 28 тыс. человек получили возможность воспользоваться услугами спортивных объектов, созданных по механизму ГЧП
и охватывающих различные виды спорта. Большая часть проектов в данной отрасли направлена на решение вопросов по снижению нагрузки
на спортивные учреждения, содержащиеся за счет государственного бюджета, по предоставлению современной доступной спортивной инфраструктуры
и материально-технической базы, а также качественных и профессиональных услуг по занятию спортом.
Помимо развития детско-юношеского и профессионального спорта
в рамках ГЧП большое внимание уделяется предоставлению людям
с ограниченными физическими возможностями полного спектра спортивных услуг для занятий физической культурой и спортом.К примеру, полностью укомплектована по международным стандартам спортивная база для спортсменов - паралимпийцев в рамках проекта «Создание и эксплуатация Паралимпийского тренировочного центра и Ледовой арены «Тарлан»
для людей с ограниченными возможностями города Астаны». С 2019 года
по 2021 год Центр посещают более 121 тыс. человек;
- проекты ГЧП по дошкольному образованию реализовывались на базе объектов, находившихся в собственности бизнесменов, а также на базе объектов, построенных частными партнерами в рамках договоров ГЧП, что позволило охватить более 10 тысяч детей дошкольным образованием
по доступным ценам (с учетом применения подушевого финансирования)
без необходимости одномоментного строительства объектов дошкольного образования из госбюджета. Среди реализованных проектов имеются также инклюзивные детские сады;
- более 23 тыс. детей с ограниченными возможностями и людей преклонного возраста в течение короткого срока получили доступ
к социальным услугам на базе домов малой вместимости, домов отдыха, реабилитационных центров;
- по проектам уличного освещения общая протяженность созданных
и модернизированных электролиний составила более 2 тыс. км., суммарный уровень энергосбережения составил более 2 млн. кВТ. Имеются проекты, связанные с подведением электролиний к индустриальным зонам;
- по итогам модернизации школьных столовых и медицинского учреждения более 100 тыс. человек обеспечено горячим питанием, 90%
из которых приходятся на объекты образования. Применение механизма ГЧП позволило одновременно модернизировать, дооснастить столовые технологическим оборудованием, произвести их ремонт, с последующей
их передачей в государственную собственность. Тогда как стандарный механизм государственных закупок, прямого бюджетного финансирования не предоставляют такой возможности;
- проекты ГЧП, направленные на повышение эффективности деятельности по сбору, транспортировке, сортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО). Например, проект ГЧП в Кызылординской области, в рамках которого был построен
и находится на эксплуатации новый полигон ТБО общей площадью
200 тыс. кв. м., проектная мощность которого составляет 60 тыс. тонн/год переработки ТБО. Помимо строительства самого объекта были подведены подъездные пути протяженностью 3,6 км.
Итоги Оценки показали, что администраторами бюджетных программ (АБП) проводится определенная работа в рамках налаживания процесса мониторинга. Так, соответствующие процедуры мониторинга проведены порядка 60% от всех проектов, рассмотренных в рамках Оценки.
Кроме того, АБП было рекомендовано принять во внимание следующее:
- более системно подходить к формированию цели, задач, конечных
и прямых результатов проектов ГЧП;
- усилить подтверждающую часть достижения цели, конечного
и прямого результатов проекта. Проработать на этапе планирования доказательную базу достижения качественных показателей;
- проводить работу над оцифрованием цели, конечных и прямых результатов проекта, в том числе при разработке конкурсной документации/бизнес-плана;
- улучшить процесс мониторинга.
В целом важно извлечь уроки из существующих практик, чтобы сделать ГЧП действительно эффективным механизмом в Казахстане. В этом плане Оценка реализации проектов ГЧП дает возможность выявлять худшие
и лучшие практики, минимизировать риски, которые могут возникнуть
при реализации проектов, и дальше транслировать участникам системы ГЧП эффективный опыт, в том числе подходы по управлению проектами ГЧП.
В свою очередь, меры, направленные на развитие и совершенствование системы ГЧП в Казахстане, позволят реализовывать проекты ГЧП на более высоком уровне, что, в конечном результате, скажется на степени удовлетворённости общественными услугами населением страны и общем уровне благосостояния страны.
Авторизация
Регистрация
Комментариев пока нет