«Какая потребность в обучении?»: программу трехъязычия раскритиковал депутат
Депутат Сената Мурат Бактиярулы раскритиковал ситуацию в сфере образования страны.
«В настоящее время в народе существует пословица: если, зная, не говоришь, то это к добру не приведет. По долгу службы нам много приходится ездить по регионам, посещаем школы, общаемся с учителями. Многие из них недовольны изменениями, происходящими в сфере образования. Наверно не осталось ни одной страны, которой мы не подражали бы в сфере образования. Но нужны ли они обществу? Отвечают ли нашим интересам? Мы упустили из виду хорошие слова: семь раз отмерь, один раз отрежь», – сказал Мурат Бахтиярулы, озвучивая депутатский запрос на имя заместителя премьер-министра РК Ералы Тугжанова, на пленарном заседании Сената.
К примеру, за последние пять лет Закон «Об образовании» претерпел 29 изменений и дополнений, образовательный стандарт с 2000-го по 2017-ый год менялся 7 раз, привел данные он. С каждым изменением содержание учебников обновляется, тратятся огромные средства, издаются новые учебники, посетовал депутат.
«В развитых странах, например, в Японии, госстандарт обсуждался несколько лет, в последний раз менялся в 2010 году и до сих пор не менялся. Мы слишком поторопились с разработкой обновленной образовательной программой в средних школах. Но сейчас никто не может ответить, насколько эта реформа стала выгодной для нас. Наши дети становятся экспериментальной площадкой бесконечных реформ, и за последние 30 лет через систему образования Казахстана прошли более 10 млн человек. Ведь мы также несем ответственность за неуверенность в себе нового поколения. За то, что молодые люди не смогли сформироваться как специалисты, как личности», – отметил он.
При этом, согласно исследованию Всемирного банка, только 1% учащихся в стране получают доступное и качественное образование, продолжил Мурат Бахтиярулы. Между тем, за последние три года в стране родились более 1 млн 277 тыс. малышей, что является огромной демографической нагрузкой на сферу образования. Для них в будущем необходимо построить не менее 3 тыс. школ.
«По данным исследования Всемирного банка, сейчас индекс человеческого капитала в среднем составляет 63%. Этот индекс представляет собой совокупность способности и навыков учащихся, которые должны быть сформированы, начиная с рождения до 18 лет. Наша система образования дает всего лишь 63%. Что нам нужно делать, чтобы увеличить этот показатель до 90%? Это очень сложный вопрос», – подчеркнул он.
По утверждению сенатора, неравенство и разрыв в образовании у нас достаточно большой. К примеру, разница в финансировании между Назарбаев Интеллектуальной школой (НИШ) и обычной школой составляет 6 раз, и ученику сельской школы, а таковых 44% обучающихся в стране, требуется 6 лет, чтобы достичь уровня образования ученика НИШ.
«Еще одна большая проблема касается трехязычия. Безусловно, требования по знанию английского языка нашей молодежи продиктовано временем. Но какая потребность в обучении сразу трем языкам казахских малышей в детском саду, в первом классе, у которых еще не полностью сформирована система мышления, развития сознания? Почему Япония, Финляндия, Китай, Франция до 10 лет не обучают своих детей другим языкам? Изучив, сколько языков преподают в начальных классах в 30 сильнейших странах мира, мы видели, что два языка в первом классе преподаются только в четырех странах, со второго – в пяти, с четвертого класса – в 12 странах. А три языка вообще не преподаются ни в одном государстве мира, кроме Казахстана. Следовательно, знание иностранного языка не является главным показателем грамотности, а лишь инструментом, необходимым для освоения высот мировой науки. А истинная грамотность – это знание жизни, глубокое овладение выбранной профессии и формирование навыков и умений, способных отвечать жизненным запросам. И поэтому Президент страны Токаев высказал мнение, что обучение иностранному языку целесообразно и выгодно начинать с пятого класса по желанию родителей», – обратил внимание он.
Мурат Бахтиярулы также напомнил о том, что Министерство образования и науки РК оказывает более 200 услуг в соответствии с действующими правилами.
«В частности, необходимо координировать работу 10 300 детских садов, 7 500 средних школ, 820 колледжей, 120 вузов с контингентом 600 тыс. студентов и полмиллиона учителей и педагогов. Это очень большая нагрузка для одного министерства. Поэтому, исходя из опыта таких стран, как США, Великобритания, Польша, Россия, считаем целесообразным рассмотреть пути оптимизации системы управления министерства. Корни многих сложных проблем в обществе лежат в сфере образования. Хочу сказать, что создание нового справедливого общества начинается с воспитания образованного и сознательного поколения. Для реформы в сфере образования мы должны сформировать систему образования, в которой воспитываются граждане, которым с малых лет прививают сознание национальным интересам», – заключил он.
Авторизация
Регистрация
Комментариев пока нет